Это достаточно личный проект - кухня в доме моих родителей.

Саманная времянка - типичная для Кубани летняя кухня - обычно строилась на участке первой из саманных блоков (кирпичи из необожженой глины, смешанной с рубленой соломой), часто на весьма условном фундаменте. Несмотря на то, что саман - достаточно тёплый и экологичный материал (если только вам не повезло склеить кипричи самана из глины с повышенной радиоактивностью) - есть несколько условий, соблюдение которых позволяет использовать эти помещения долгие годы:

- Паропроницаемость стен - не стоит клеить внутри помещения флизелиновые\виниловые\иные обои, плохо пропускающие влагу, также не стоит облицовывать здание снаружи пенопластом, плиткой, штукатурить цементом - вы сместите точку росы и стены будут влажнеть внутри, возможно появление плесени или разрушение самана .

- Водозащита стен. Лучший вариант - устройство отмостки вокруг здания и большой вынос крыши, защищающий стены от прямого дождя. К сожалению, в данном случае это было невозможно, поэтому я оштукатурила здание снаружи классической известково-глиняной штукатуркой для саманных построек, она, в отличие от цементных штукатурок позволяет влаге испаряться сквозь стены.

Изнутри же пришлось повозиться. Я поставила для этого проекта тэг "низкий бюджет" - в том числе и потому, что множество работ я выполняла самостоятельно.

Последний ремонт был сделан в самом начале 90-х, в условиях тотального дефицита стройматериалов  - с трудом найденную плитку смонтировали прямо поверх побелки, был проведён водопровод с канализацией, установлен газовый котел вместо разобранной старой дровяной печи-грубы.

Выглядело это примерно вот так:

Дозрев наконец до ремонта, мы последовательно заменили: полы в зоне столовой и кухни, отопительный котел, сбили старую плитку, удалили многолетний слой побелок,  оштукатурили стены гипсовыми шпаклевками по сетке, заменили трубы.

Поскольку для кухни решено было использовать имеющуюся бытовую технику - плиту, посудомойку и стиральную машину, то цветовая гамма кухонных фасадов резко сужалась до бело-молочных оттенков. Странно бы смотрелись яркие фасады и белая техника, да и всегда мне грела душу идея светлых фасадов и столешницы из натурального дерева.

Столешницу и полки были заказаны у знакомого столяра - дуб толщиной 4 см для столешниц и 2,5 см для полок. Пропитку маслом я делала самостоятельно, использовав итальянское масло для столешниц Borma Hard Top Oil.

Из-за структуры саманных стен решено было отказаться от навесных шкафов - чтобы ставить в них хотя бы тарелки, необходимо было бы наваривать на стену металлический каркас, да и сама кухонька не столь велика и несколько открытых полок не загромождают пространство.

Для создания цветового акцента я окрасила участок стены над фартуком в сложный бирюзово-зеленый цвет.

Плитка на фартуке - английская коллекция Cerama Marazzi.

Все вещи на полках и рэйлах постоянно используются, поэтому не успевают запылиться.

Чайный сервиз из маминой коллекции фарфора. Мне больше нравится другой - кобальтово-синий, так что, возможно, будем иногда менять экспозицию

Старый дымоход печки-грубы, сложенный из огнеупорного кирпича ручной работы был очищен от глиняной штукатурки, ошлифован, швы заново заполнены раствором. Это было необходимо из-за того, что печь была сложена не на цементе, а на глиняном растворе. Затем кирпич был покрыт лаком.

Панно с птичкой было найдено мной на распродаже боя и выставочных образцов в керамическом магазине, прямоугольная плитка была куплена для другого проекта на распродаже остатков.

На рэйлах  и крючках - коллекция досок и кухонных принадлежностей, буквально руку протяни до любой нужной вещи. И да. я варю кофе в турке и не очень люблю эспрессо.

Особо хочу упомянуть деревянную столешницу и уход за ней. Я очень волновалась за ее водостойкость - и в принципе вокруг раковины из-за дизайна смесителя есть потенциально слабое место - когда закрываешь воду, часть капель из-за вертикальной конструкции смесителя могут попасть на столешницу, и желательно их не оставлять для высыхания, а тут же вытереть - но в принципе удовольствие от натурального материала, тактильные и визуальные ощущения перекрывают этот маленький недостаток. Царапины же и пятна удаляются с неё с помощью наждачной бумаги и повторной пропитки маслом - успешно проверено!

Очень удачным оказался выбор мойки - нам нужна была узкая мойка не шире 43 см, чтобы плита не смещалась к окну . Металлические мойки мне катастрофически не нравятся, на них очень виден жир и любой сор, их надо очень тщательно отмывать после каждого использования. Я колебалась между бежевым и нейтрально серым цветом искусственного камня, решив, что фасады будут молочного цвета, взяла бежевую с темной крошкой - и очень довольна. Она почти никогда не выглядит грязной, наоборот, аккуратная и светлая.

Очень часто американские журналы и картинки на пинтересте показывают нам мойку под окном. Обычно в квартире это сложно исполнимо - под окнами батарея отопления, которую надо переносить для устройства канализации, но, хотя в моём случае можно было устроить мойку в данном месте, я сознательно не хотела этого делать. В кухне уже много лет стоит посудомоечная машина, и время у мойки готовящий проводит гораздо меньше, чем время за столешницей - чистка, разделка, нарезка - все это гораздо удобнее делать при естественном свете.

Тем более что из-за наличия труб ширину столешницы под окном пришлось сделать 67 см - и это пространство оказалось очень удобным для готовки - особенно для работы с тестом. Раньше мы использовали переносную доску из фанеры с бортиками для раскатки теста, но теперь все операции можно делать прямо на столе. Очень удобно.

Я сохранила старинную гипсовую вентиляционную решетку - очистила ее и заново окрасила.

Зона столовой также была очищена от старой побелки и оштукатурена, а затем покрашена в белый цвет. В кухне всего два окна, и в пасмурную погоду немного не хватает света.

На стенах - коллекция тарелочек, привезенных из путешествий, и портрет маслом студенческих времён.

Диван накрыт пледом ручной работы из остатков хлопка и ситцев, тканые подушки - сувенир из Стамбула.

Из-за аллергии на пыль мы отказались от ковров на полу.

 

 Старые стулья я переобила и окрасила  еще будучи в школе, а старую дверь очистила от набитого на него в 90-х пластика, ошпаклевала и окрасила в синий, подобрав к ней ручки в деревенском стиле. Розетки и выключатели имеют рамку бирюзового цвета - я просто не смогла устоять. На другой стене - ассортимент аптеки Санта Мария Новелла во Флоренции, там где Ганнибал Лектер покупал для Старлинг миндальное мыло. Стол, табуретки и диван - семейный винтаж 70-х годов.

Скатерть и медная чаша из Ливана, как и пара тарелок на стене.